Золотые яблоки Владимира Дзюбенко

Владимир Дзюбенко родился в местечке Красноармейск (до 1935 г. Пулины) на Житомирщине. С детства его окружала живописная полесская природа: пшеничные поля, цветущий лен, ольшаник, рассохшаяся груша в саду, густые бархатные леса, трогательные петушки и мальвы под родительским домом. Любовь к родному краю он несет через всю жизнь, а фигура матери, природа и родительский дом стали главными героями его творчества.

Детство будущего художника не было беззаботным, светлым и радостным. Родителей, которые не признавали советской власти даже после Второй мировой войны и отказались вступать в колхоз, отправили в Сибирь, а с ними — и маленького Володю. Там за ребенком некому было присматривать, потому что мама тяжело работала на золотых рудниках. Условия проживания были ужасные, и он сильно простужался. Неизвестно, чем бы все закончилось при отсутствии самого простого лечения, если бы не родственники из Житомира. Те, преодолев множество преград, забрали мальчика к себе. Почти три года ребенок лежал в туберкулезно-костном санатории. Долгие месяцы жизненное пространство мальчика было ограничено четырьмя стенами больничной палаты. Кто знает, как отразилось бы на психике Володи пребывание в закрытом помещении при отсутствии нормального общения, если бы он не начал рисовать! Целыми днями находясь в кровати, Володя чудодействовал карандашом, самостоятельно создавая для себя детский мир мечтаний и фантазий, которые уходили далеко за пределы больничного заведения.

Дальше ему повезло встретить людей, которые помогли поверить в себя, поддержали его талант. Один из них — учитель рисования Красноармейской средней школы Исаак Яковлевич Нибульский, который не был профессиональным художником, но любил живопись и имел настоящий педагогический талант. После школы Владимир закончил Решетиловское профтехучилище, Харьковское художественное училище. Кстати, дипломная работа Владимира Дзюбенко «Думы» была признана лучшей на курсе, она до сих пор хранится в училище. Дальше поступил в Харьковский художественно-промышленный институт, где ему также повезло с педагогами: Борисом Косаревым, Леонидом Черновым, Александром Хмельницким.

Творчество Владимира Дзюбенко, «…мастера чрезвычайно мощного и одновременно до невероятности скромного, нешумного в творчестве и отношении к нему» (Виктор Баранов), туго связано, сгущено, целостно, оно не распадается на множество стилей, направлений и этапов. Можно выделить разве что два периода: становления его как личности в искусстве (1975—1988) и расцвета (конец 80-х и до сих пор), которые гармонично дополняют друг друга и развивают творчество в продвижении. Живопись Дзюбенко совершенно неповторима, не похожа ни на какую другую, нет и намека на наследование или перепевы. И хотя в разные времена искусствоведы находили в его картинах то Матисса, то импрессионистов Писсаро с Синьяком, то даже Сезанна, он остается украинским Дзюбенко.

Его живопись пропитана лиричностью, философичной созерцательностью, любовью к людям полесского края, каждому уголку родной земли. Интересно, что художник не выписывает конкретные черты лица, а дает обобщенный образ своих героев: мальчишек, матерей, ласковых бабушек, и благодаря этому приему каждый в пространстве его картин может представить именно свою мать или бабушку, а то и себя в образе босоногого мальчишки.

Особого внимания заслуживает серия, посвященная воспоминаниям детства: «Золотые яблоки детства», «Бусел, бусел, сядь на колоду», «Когда-то в детстве», «Осенняя печаль», «Одинокий пастушок» — мальчик в штанишках с одной подтяжкой стоит и мечтательно смотрит, как летит журавль под тучами. Художник создает обобщенный образ детей послевоенного поколения, которыми никто не занимался, которых никто не воспитывал.

— В этом периоде Владимир Дзюбенко очень целостный и прекрасный, — считает профессор, заслуженный художник Украины Валентин Грицаненко. — Эти картины наиболее трогательны, чисты и душевны, пропитаны глубокой тоской по детству, теплотой и искренностью.

Изображая воспетую Лесей Украинкой полесскую природу, Владимир Дзюбенко и сам становится поэтом. Об этом свидетельствуют не только названия его картин: «Ой, зелене жито, зелене», «Мрії літнього вечора», «Мати сіяла сон», «Погляньте, мамо, на серпень», «Ой, летіла горлиця», «Зелений дивосвіт», «Маки серед тиші», но и та одухотворенность, мечтательность, легкая печаль, самоуглубленность, «минорность», которой пропитаны его произведения. Эту опоэтизированность и романтизм подчеркивает и колористическая гамма живописца. Владимир Дзюбенко блестящий колорист, причем чувствуется, что живописец сознательно и целенаправленно придает важное значение цвету, придирчиво колдует над сочетанием красок и оттенков. Это, конечно, зеленый (так как Полесье), все оттенки зеленого: от весеннего насыщенного до степного, зеленовато-рыжего, выжженного солнцем (это уже Слобожанщина). Солнечно-желтый, бронзово-рыжий, золотисто-охровый, насыщенно-синий («Петушки»). По большей части же тона приглушенные, пастельные, несколько размытые, как у импрессионистов. Эта пастельность придает картинам Владимира Дзюбенко душевность, тепло, трогательность и трепетную грусть по юности, первой любви, молодым родителям, быстротечности жизни.

Особенностью картин художника является также обрамленность его сюжетов. В раннем творчестве на его картинах открытое пространство достигает бесконечности, в зрелом возрасте он отдает преимущество закрытому пространству. Арка из густых крон деревьев, разлогих стволов, ажурное плетение ветвей… Ограничивая пространство, Дзюбенко словно концентрирует внимание зрителя на главном, на авторском замысле.

— Каждый живописец рисует мир таким, как его душа, — сказал львовский мастер, народный художник Украины Олег Минько после посещений выставки Дзюбенко в Национальном музее им. Шептицкого во Львове. — Чувствуется, что Владимир Дзюбенко — человек теплый, порядочный, с тонкой ранимой душой. Такие и его картины.

Еще одна важная тема, заметно выделяющаяся в творчестве художника в середине 1990-х, — это переосмысление веры, религии, возвращения к Богу. «Благовещение», «Проповедь», «Хождение по водам», «По дороге в Иерусалим» «Возвращение блудного сына», «Вечерняя молитва» не копируют религиозные сюжеты и не претендуют на точность воссоздания, поэтому, очевидно, эти произведения харьковский искусствовед Ольга Денисенко называет «переводом Библии на язык нашего села».

В 2003 году Владимир Дзюбенко вернулся в родительский дом, что в местечке Красноармейск Житомирской области. Прожив более тридцати лет в Харькове, он все же чувствовал тягу к родительскому дому. После смерти матери не захотел продать небольшой приземистый дом на околице, который так часто рисовал на своих полотнах. Переехав, Владимир продолжает общаться с живописцами из всей Украины и, в первую очередь, с художниками-земляками. В конце 2003 года они вместе создали «Пулинское землячество» — на сегодня это почти 20 творческих личностей родом из Красноармейская. В 2005 году землячество в составе Владимира Дзюбенко, Николая Опанащука, Николая Левандовского, Николая Беньковского, Валерия и Николая Грыбанив, Валентина Войтенко, Евгении Забродской, Леонида Фесенко, Юрия Супрунчука, Валерия Скрицкого, Татьяны Золотаренко создало картинную галерею «Пулинські барви». В августе 2006 года при участии В. Дзюбенко случилось еще одно важное событие в жизни города: открылся художественный отдел Красноармейской школы искусств. Теперь 25 талантливых детей здесь учатся рисовать.+

Впрочем, Владимир Дзюбенко не останавливается на достигнутом. В его мечтах — возродить традиции давнего ткацкого ремесла на родине, ведь он не только талантливый художник, но и тонкий мастер ткацкого дела.

Светлана ЕРЕМЕНКО, фоторепродукции предоставлено автором
Источник : http://www.day.kiev.ua